casinoz
Администратор
Нарушение ПДД, критика власти в соцсетях и плохие отношения с соседями снижают социальный рейтинг граждан Китая. В качестве наказания власти лишают провинившихся многих привилегий, в том числе возможности путешествовать. Китайский СМИ отчитались о первых успехах национальной системы оценки благонадежности, которая к 2020 году охватит 1,4 млрд человек, и уже сейчас затрагивает жизни миллионов китайцев.
Впервые систему социального рейтинга испытали в Китае еще в 2010 году, а массово ее начали внедрять спустя 4 года. Каждому гражданину присуждают баллы в зависимости от законопослушности и благонадежности. Чем выше рейтинг, тем больше шансов получить хорошую работу и приоритет при обслуживании в госучреждениях.
Низкий рейтинг ставит на гражданине клеймо неблагонадежного элемента и лишает его многих привилегий и даже базовых возможностей. Потерявшим доверие гражданам труднее устроиться на работу, а вероятность получить кредит сводится к нулю.
Рейтинг формируется на основе данных из государственных ведомств, а также доносов.
Система уже работает в пилотном режиме примерно в тридцати городах Китая. Передовиком в этом деле стал город Жунчэн в провинции Шаньдун. Всем жителям города (670 тысяч человек) дается стартовый рейтинг 1000 баллов. Далее в зависимости от их поведения рейтинг либо растет, либо падает. Разрозненная информация о жизни и деятельности гражданина поступает из муниципальных, коммерческих, правоохранительных, судебных органов в единый информационный центр, где обрабатывается с помощью технологии big data (Большие Данные), и рейтинг гражданина, соответственно, либо повышается, либо снижается. В Жунчэне единый информационный центр анализирует, ни много ни мало, 160 тысяч различных параметров из 142 учреждений. Активно приветствуется и система доносов. Гражданину, сообщившему куда следует о всяких нехороших делах своего соседа, полагается как минимум пять баллов.
Полный перечень факторов, определяющих добропорядочность, до сих пор не обнародован. Но, как отмечает , на оценку благонадежности влияют многие факторы — например, нарушение ПДД, курение в неположенных местах, критика действующей власти в интернете и даже отказ от покупки товаров местного производства.
Правозащитники уже признали идею социального рейтинга воплощением антиутопии. Однако правительство КНР гордится системой и отчитывается о своих успехах в СМИ. Как передает китайский новостной сайт , к концу апреля из-за низкого социального рейтинга было отменено 4,25 млн поездок на скоростных поездах. Также 11,14 млн раз пассажиров не пускали на борт самолета из-за низких показателей в рейтинге.
«Если мы не повысим расплату за неблагонадежность, люди продолжат вести себя в том же духе», — заявил бывший член Государственного совета КНР Хоу Юнчун. По словам чиновника, система социального рейтинга должна доводить нарушителей до полного банкротства.
Предполагается, что к 2020 году система оценки благонадежности охватит 1,4 млрд жителей. Имена нарушителей планируют выкладывать в открытом доступе.
Публичное порицание давно практикуется в Китае. Так, фотографии и имена пешеходов, нарушивших ПДД, на большие дисплеи, установленные на улицах.
Недавно в сеть также были выложены названия 33 000 китайских компаний, которые нарушили законы или регуляторные нормы.
Пока система социального рейтинга не автоматизирована, но в будущем Китаю придется применить технологии искусственного интеллекта для обработки огромно массива данных, включая каждый донос на соседа и каждую нелицеприятную публикацию в соцсетях. Интернет-цензоров, на которых популярные китайские сайты тратят по $2,5 млрд в год, скоро заменят алгоритмы. Некоторые стриминговые платформы уже применяют ИИ для фильтрации нежеланного контента, в том числе насмешливых и критических замечаний в адрес действующего председателя КНР Си Цзиньпина.
--
С одной стороны все это может показатся некой дикостью со стороны властей, но с другой стороны власти Китая тем самым хотят укрепить мораль нации. Например, зачем пускать в скоростные поезда тех, кто например, был пойман за графити в поездах, за перепродажу железнодорожных билетов или скажем нарушал ПДД и тем самым создавал проблемы окружающим?
Люди склонны подстраиваться под коллектив и, если в коллективе без моральных принципов появится один маргинал, он может уронить мораль слабой части участников.
Как по мне есть и обратная сторона этой монеты. Публичная травля людей за их ошибки может сформировать целые общества изгоев, которые не будут исправляться. И что с этим делать - непонятно.
Вобщем, необходимо еще разбиратся, какие в итоге получатся результаты этих экспериментов в Китае.